• +7-800 775-56-80
  • ЧОУ ДПО "Институт курортной медицины", Россия, г. Ростов-на-Дону, ул. Ульяновская, д.55/64-66 лит Г, 1, 344002
  • kurortmed2017@gmail.com

Что такое профессиональная переподготовка  врачей? Заем она нужна?


Профессиональная переподготовка врачей — это совершенствование медицинскими работниками своего профессионального уровня путем обновления имеющихся и получения новых знаний в образовательных и научных организациях. В процессе освоения программы переподготовки врачи: овладевают современными методами решения профессиональных задач; изучают передовой опыт; приобретают навыки для работы на более высоких должностях; получают новые знания и умения по отдельным дисциплинам для выполнения нового для себя вида медицинской деятельности.

Профессиональную переподготовку важно отличать от второго высшего образования, хотя, на первый взгляд, они очень схожи, ведь фактически преследуют одну цель — получить новую специальность. В отличие от второго высшего, профессиональную переподготовку можно пройти не только в высших учебных заведениях, но и в других образовательных учреждениях. Кроме этого, к переподготовке допускаются лица не только с высшим, но также с начальным и средним профессиональным образованием. Обучение по программе профессиональной переподготовки завершается получением диплома о такой подготовке, в то время как, второго высшего — дипломом бакалавра или магистра.

Таким образом, профессиональная переподготовка — это одна из 3 форм дополнительного профессионального образования, наряду со стажировкой и повышением квалификации. В правовом поле она регулируется Федеральным законом от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее — Закон № 273-ФЗ или Закон об образовании), а также приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 3 августа 2012 года № 66н «Об утверждении порядка и сроков совершенствования медицинскими работниками и фармацевтическими работниками профессиональных знаний и навыков путем обучения по дополнительным профессиональным образовательным программам в образовательных и научных организациях» (далее — Приказ о дополнительном профессиональном образовании медработников).

Не следует забывать также, что профессиональная переподготовка — это право работника, согласно статье 21 Трудового кодекса Российской Федерации. При этом необходимость такого обучения для своих сотрудников работодатель определяет сам, на что указывает статья 196 этого же нормативно-правового акта.

Согласно статье 23 Закона № 273-ФЗ пройти профессиональную переподготовку врачи могут в: организациях дополнительного профессионального образования; высших учебных заведениях; профессиональных образовательных организациях; организациях, осуществляющих обучение (например, научных). В процессе обучения все эти организации используют программы, утвержденные Министерством здравоохранения Российской Федерации по конкретным специальностям.

На заметку

Профессиональная переподготовка врачей по специальности «Рентгенология» выполняется на основе приказа Министерства здравоохранения Российской Федерации от 21 августа 2017 года № 538н «Об утверждении примерных дополнительных профессиональных программ по специальности «Рентгенология».

Несмотря на то, что по общему правилу к профессиональной переподготовке допускаются лица с начальным и средним специальным образованием, для освоения программ дополнительного профессионального образования врачам необходимо высшее медицинское образование. Такая переподготовка рассматривается и как изменение направления профессиональной деятельности на уже имеющемся уровне образования, так и расширение квалификации медперсонала для адаптации к новым социальным и экономическим условиям, в том числе для соответствия требованиям международных стандартов. Она организовывается в соответствии с Квалификационными требованиями к медицинским и фармацевтическим работникам с высшим образованием по направлению подготовки «Здравоохранение и медицинские науки», утвержденными приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 8 октября 2015 года № 707н. Именно в этом документе определено, какая переподготовка и какому специалисту необходима.


На заметку!

Для занятия должности врача-анестезиолога-реаниматолога специалисту по «Лечебному делу», прошедшему ординатуру по специальности «Неонатология» необходимо пройти профессиональную переподготовку по специальности «Анестезиология-реаниматология».

В то же время возглавить отдел, отделение, лабораторию медицинской организации по токсикологии может врач с высшим образованием, например, по специальности «Педиатрия» и с ординатурой/интернатурой по такой же специальности, но с профессиональной переподготовкой по специальности «Токсикология»[2].

Таким образом, профессиональная переподготовка расширяет профессиональные и карьерные возможности для врачей практически любого профиля. Как уже говорилось выше, профессиональная переподготовка выполняется на основе примерных программ, разработанных Министерством здравоохранения Российской Федерации. В таких программах указан срок обучения в академических часах, а также их распределение на вычитку фундаментальных, специальных и смежных дисциплин. Как правило, больше всего часов отводится именно на специальные дисциплины.

К сведению Профессиональная переподготовка врачей-рентгенологов предполагает 10 часов на освоение фундаментальных дисциплин, 526 часов — на освоение специальных и 30 часов — на изучение смежных. Общий срок обучения с учетом итоговой аттестации составляет 576 часов[3].

Как утверждает Приказ о дополнительном профессиональном образовании медработников, повышение квалификации, профессиональная переподготовка и стажировка проводятся главным образом с отрывом от работы, с частичным отрывом от работы и по индивидуальным формам обучения. При этом сроки и формы обучения по таким программам выбираются образовательными и научными организациями самостоятельно с учетом потребностей работодателей. Самыми распространенными формами профессиональной переподготовки сегодня являются дистанционная и очная. Что общего и различного у этих форм и какую лучше выбрать для получения новой компетенции расскажем далее. В чем разница между дистанционной и очной переподготовкой медицинских работников Согласно статье 16 Закона об образовании, дистанционное образование — это обучение с применением информационно-телекоммуникационных сетей при опосредованном взаимодействии обучающихся и педагогических работников.

Такие технологии применяются в Российской Федерации на основе приказа Министерства образования и науки России от 23 августа 2017 года № 816 «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ».

На организацию, осуществляющую дистанционную переподготовку, возлагаются дополнительные обязанности: обеспечить высокий уровень технического оснащения места оказания образовательных услуг; обеспечить уровень технической подготовки педагогического и научного персонала; организовать необходимую учебно-методическую помощь обучающимся в дистанционном режиме.

Вне зависимости от формы обучения переподготовка медицинских работников строится на:

профессиональных стандартах;

квалификационных требованиях к специальностям и должностям в сфере здравоохранения;

федеральных государственных стандартах результатов освоения образовательных программ.